rccam (rccam) wrote,
rccam
rccam

Одержимость небом.

Радиоуправляемый коплекс для воздушной фото и видео съемки

      С этой заметки, в ноябре 2009 года, родился мой журнал о воздушных видеосъемках. Внутри небольшой рассказ о том как я пришел в это хобби, немного о системе для воздушных съемок и ролик с нашей первой работой. Некоторое время эта статья повисит в оглавлении моего блога.

      Мечта о полетах у меня была с детства. Многие мальчишки поколения СССР были воспитаны на романтике полетов Чкалова и Гагарина. Мы клеили пластиковые копии самолетов в кружке пионерлагеря. Запускали модели планеров. Запоем читали "Технику молодежи" и грезили путешествиями к внеземным цивилизациям, представляя себя капитанами звездолетов...
      В "веселые" 90е стало не до моделей. Нужно было учиться, зарабатывать деньги, строить карьеру. Детское хобби сначала отошло на задний план, а потом и вовсе было заброшено. Только ряды пыльных самолетов, развешанных на лесках под потолком комнаты, иногда напоминали о нереализованной мечте.
      Летом 2005 года мне в руки случайно попал журнал "Популярная механика", в котором была статья о   радиоуправляемых вертолетах. В обзоре, довольно известный в кругах моделистов московский пилот-вертолетчик Дмитрий Морозов обучал приемам пилотирования одного телеведущего.  В это время, в 2-х минутах езды от моего дома,  уже существовал  вертолетный клуб, где всех желающих обучали технике пилотирования настоящих легких вертолетов - Робинсон, но цена обучения была для меня непозволительно высокой. 
      И вот я держу в руках журнал и понимаю, что "вот оно!" Возможность хоть как-то прикоснуться к небу - ощутить, что ты управляешь летающим аппаратом, пусть небольшим, пусть моделью, но ОНА ЛЕТАЕТ! В поисках информации о том, какие они эти модели, бывают, где продаются, как летают, я довольно быстро нашел несколько форумов моделистов. Информации для новичка в этом деле было столько, что поначалу я просто в ней утонул. При этом, как всегда в и-нет сообществах, отсутствовало единство мнений. Каждый владелец хвалил именно свою модель. Через месяц, отчаявшись разобраться путем чтения форума - пошел путем проб и ошибок - приобрел свою первую модель вертолета.
      Это была электрическая полукопия Ка-50 небольших размеров. Относительно недорогая и, как все недорогое, конечно китайского производства. Надо отдать ей должное - она даже немного летала и могла зависать в воздухе. Правда полеты на этом вертолете продолжались недолго, после очередного 333го падения, там что-то сгорело внутри и я продал его на запчасти. 
      Эксперименты с Ка-50 заставили меня задуматься над тем, во что я ввязался. Дело в том, что радиоуправляемые модели вертолетов считаются САМЫМ СЛОЖНЫМ в освоении классом моделей летательных аппаратов. Но было уже поздно спрыгивать. :) Это как наркотик - чуть попробовал, бросить уже почти невозможно...
      Попробую рассказать, в чем же заключается сложность управления моделями. Основная проблема  в том, что  пилот не находится в кабине самолета \ машинки \ вертолета. Когда модель движется по направлению от пилота - все просто. Движения джойстиками управления интуитивно понятны. К примеру, ручку крена взяли влево, модель самолета заваливается на левое крыло. В право - на правое. Но стоит модели  развернуться к пилоту носом и управление по крену меняется на противоположное. Теперь право - это лево, а лево - это право. Летит одним боком к пилоту или другим - управление разное. Выполнили полубочку - управление по тангажу изменилось на диаметрально противоположное.  Вы еще не запутались? :) Тогда едем дальше. 
      У р\у машинок (рассматриваем простой вариант) 3 канала управления: движение вперед, движение назад и управление рулевыми колесами. У самолетов каналов уже 4: крен, тангаж, газ и руль направления. А в вертолете (если речь идет именно о модели, а не китайской игрушке) используются минимально 6 каналов: крен, тангаж, обороты ротора, руль направления, шаг основного ротора и чувствительность гироскопа хвостового ротора. На самом деле обычно для управления вертолетами используют 7канальные и выше системы управления. 
      Возникает вопрос как этим всем управлять одновременно. Если привести аналогию думаю, что это выглядело бы так: одной рукой вы рисуете в воздухе квадраты, другой - круги, ногами отбиваете чечетку и при этом декламируете вслух стихи. 
      "Ну, таких гениев в природе не существует!" - скажете вы и будете, наверное, правы. На самом деле хорошо настроенная модель вертолета летает сама, не надо ей  только мешать. Пилот только корректирует траекторию движения. Но как быть с инверсией управления в различных пространственных положениях? Тут помогает только тренировка. Банальное "набивание рук" и шишек. Т.е. в процессе полета пилот не думает о том куда ему нужно дергать  джойстики, он думает куда и как должна лететь модель - все остальное руки делают сами НА УРОВНЕ РЕФЛЕКСОВ. 
      А наработать эти рефлексы можно только часами налета. Для р\у вертолетчиков необходимый налет измеряется СОТНЯМИ ЧАСОВ. Как их налетать, если  еще ничего не умеешь, а опытных пилотов, способных обучить, рядом нет? Конечно, можно выносить свою модель в поле, поднимать в воздух и максимум через полминуты нести обломки в мастерскую - ремонтировать. Я этот вариант опробовал на себе, не советую - довольно разорительно. Кстати, вертолет после падения всегда становится НОВЫМ, так как все поврежденные узлы подлежат обязательной замене. Если этого не сделать, то скрытый дефект, полученный при падении, обязательно вызовет новое падение, иногда еще более разрушительное, чем первое.
      Мы вплотную подошли к главному вопросу начинающего моделиста: "какую первую модель я должен покупать, чтобы научиться летать?" Мой ответ на этот вопрос - СИМУЛЯТОР!
      Лучше один раз потратиться на хороший симулятор, бывает, что он окупается уже через одно настоящее падение. Современные симуляторы достаточно точно моделируют физику полета различных моделей. Существуют целые библиотеки готовых моделей, также пользователи могут менять параметры, чтобы приблизить поведение виртуальной копии к реальной.  Есть режимы для тренировки  элементов полета. Симуляция отказов.
     Итак, проведя немало бессонных ночей, уже уверенно "висим" в симе и даже можем поворачиваться  не только боком к себе но и мордой.  Пора переходить к практике.  
     Кратко расскажу, какие бывают вертолеты. Основной водораздел проходит по типу силовой установки. Она бывает либо электрической, либо ДВС (двигатель внутреннего сгорания). Экзотику типа керосиновых турбин рассмотрим как-нибудь в другой раз. :)  Вторым основным параметром модели является размер. Принцип выбора простой: чем больше размер модели, тем она лучше и стабильнее ведет себя в воздухе, но при этом стоимость владения и падений значительно увеличивается. В мелкоразмерных классах по энерговооруженности лидируют "электрички". В крупном классе - ДВС пока электрички переплюнуть не могут. Не придумали еще таких хороших батареек.
    Для себя я определил - хочу ДВС! Люблю звук двигателя. А аромат метанола с недожженным маслом - это не передать
словами... :)
    Первые полеты на ДВС вертолете - это был чистый АДРЕНАЛИН! Столько эмоций - понять меня, наверное, могут только те, кто сам испытал это ощущение - ПЕРВЫЙ самостоятельный полет! Видео мы не снимали, а фото первого вертолета, к сожалению, не сохранились. Но чтобы  были понятны возможности этой техники - я покажу один ролик. 
    Пилот -  Tareq Alsaadi.  На сегодняшний день он претендует на звание самого безбашенного р\у пилота в мире. :)
 

     Основной плюс владения вертолета  - не нужно специальной взлетной полосы. Летать можно на любой поляне. Желательно только чтобы рядом не было деревьев и поменьше зевак. Зеваки в этом деле - страшное зло! Они как бараны лезут, разинув рот, посмотреть что это тут летает такое красивенькое. При этом обязательно норовят встать как раз под летающую модель. Если учесть что диапазон оборотов основного ротора на больших моделях 1500-1800 в минуту, а диаметр ротора доходит до 1800мм - фарш может получиться знатный... :(
     Падения - конечно были. Но с увеличением налета их количество уменьшалось и происходили они как правило по техническим причинам. Вот пример как это бывает. И плакать хочется и смеяться:
 
 
       Примерно полтора года назад я наткнулся на несколько интересных роликов в интернете. Меня поразила возможность снимать настоящее Голивудское кино с р\у вертолетов: www.flyingcam.com/movies.php  Почему киношники используют р\у, а не настоящие вертолеты? Этому есть несколько причин: первая - деньги. Снимать с р\у вертолета дешевле, чем с настоящего. Вторая - не все можно снять со взрослого вертолета. Физические ограничения площадки съемок (деревья, дома и т.п.), ветер от ротора, который сдувает все вокруг... Если посмотреть как снимали "Ванхельсинга" по ссылке выше - у меня большие сомнения, что подобное возможно снять чем-то еще кроме модели.
      В итоге я загорелся попробовать собрать похожую систему для съемок. Т.е. найти некоторое практическое применение своему хобби. Готовых решений в этой области почти нет.  Бюджетной эту тему тоже не назовешь, хотя вообще все вертолетное хобби довольно дорогое удовольствие. Покопавшись в интернете, я определился с носителем камеры. Бензиновый Вояджер выбрал за относительную доступность запасных частей. Да и модель эта довольно распространена  у западных любителей поснимать фото и видео с воздуха. Вертолет и подвеску для камеры после долгой и мучительной переписки я купил в одной американской фирме, которая специализируется на этой теме. Хозяин там довольно специфический. Я не понимаю, как он вообще что-то кому-то до сих пор умудряется продавать. Мне пришлось его буквально уговаривать продать свое изделие.  Отдельная детективная история как я все это доставлял в Россию. :) Все приехало ко мне  вот в таком виде:
 

     После нескольких  десятков ночей сборки вертолет был собран и облетан. Огромную помощь в настройках оказали ребята с нашего вертолетного форума -  www.heli-spb.ru С помощью их советов были значительно сэкономлены мои время и нервы. Вертолет довольно сложная в настройке техника, т.к. в нем достаточно хитрой механики и электроники, которую можно настраивать сотней различных способов. Отчасти это шаманство, отчасти - искусство. :) Вот так выглядела машина после облета:
 

      Настала пора установки и настройки различной электроники для стабилизации полета вертолета, а также сборки и настройки подвеса для камеры. 
 

 

 

 
 
     На подвеске для видеосъемки используется механический 2х осевой гироскоп. Он значительно снижает уровень дерганий и вибраций системы. Помимо механического стоят еще два электронных гироскопа: на поворот платформы и на тангаж. Эта система помогает оператору подвески удерживать кадр при маневрах вертолета в воздухе. 
     В подвеске установлен радиопередатчик видеосигнала и звука с камеры. Оператор видит то, что снимает в режиме реального времени на экране небольшого телевизора.
 

 
       Почти через год после того как я затеял этот проект, после всех подготовительных моментов, связанных с настройками и тестами, мы с друзьями решили наконец опробовать систему в деле. За натурой далеко ехать не пришлось. Рядом с домом находится довольно известная достопримечательность - Ново-Иерусалимский монастырь. Решили поснимать около него и в окрестностях Истры. Результат двух съемочных дней смонтировал в видеоролик. Видео было снято дешевой miniDV камерой, т.к. профессиональную репортерку мы ставить на тесты побоялись. Особой художественностью кадры не блещут - просто тесты. Но возможности системы - понять дают.   
 
 В дальнейшем я попробую рассказать в своем журнале про наши съемки, а также показать интересные кадры, снятые коллегами.
 
Tags: аэрофотосъемка, вертолеты, радиоуправляемые модели, съемка с воздуха
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 127 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →