rccam (rccam) wrote,
rccam
rccam

Сборка ротора



Для интересующися процессом сборки-настройки большой модели вертолета я попробую описать основные моменты сборки и настройки различных узлов. Прошедший вечер был посвящен переборке основого ротора.


На фото представлены инструменты, которые понадобятся для работы с ротором. Поясню предназначение незнакомых предметов. Пластиковые "ключики" нужны для скручивания-регулировки наконечников тяг (линков). Плотносидящие линки крутить пальцами рук очень неудобно. Специальные пассатижи нужны для установки\снятия линков с шариков. Руками этого делать нельзя! Можно незаметно повредить линк, что вылезет потом в полете, в самый неудобный момент. 

Последний инструмент - развертка для линков. Я всегда "прохожу" все новые линки разверткой. Это дает легкость хода механнике вертолета. Сервомеханизмы работают без перегрузок и заеданий. Есть целая технология как правильно "разворачивать" отверстия в наконечниках тяг, но если в двух словах то тяга с наконечником должна вращаться на развертке легко и при этом не "падать" под собственным весом из горизонтального положения.


 
Сборку ротора я начинаю с регулировки положения тарелки перекоса. Для контроля правильного положения используется специальная шайба с магнитом, которая прикрепляется под тарелкой (сиреневая штуковина). Можно обойтись и без "шайбы" - выставить тарелку "на глаз", ориентируясь по площадке верхнего подшипника вала.

На фото видно, что тарелка выставлена неправильно. Как же ее отрегулировать? Способов два: механический и электронный (с помощью триммеров аппаратуры управления). Новички часто выбирают второй, т.к. он более прост. Профи рекомендуют сначала "выровнять" все механически и уже потом минимально триммировать аппаратурой. Я сбрасываю триммеры тарелки в аппаратуре и кручу тяги для выравнивания механники.
 

Устанавливаю голову ротора. В полуразобранном виде она выглядит немного коряво.
 

Следующим шагом выставляю сервоось строго по центру. Для этого используется обычная линейка. Серволопатки оси в момент центрирования сняты. Ось закрепляется рычагами "серворамки". На моем роторе рамка условная, т.е. не замкнутая. На некоторых других вертолетах на сервооси закреплена настоящая рама. Затем на концы сервооси одеваю грузы (они добавят ротору плавности) и закручиваю серволопатки. Это самая сложная операция в сборке ротора. Серволопатки должны быть строго в одной плоскости друг с другом, а также с "серворамкой". При этом расстояния от центра ротора до концов серволопаток должны быть строго равны. Малейший перекос или непараллельность приводят к вибрациям и нестабильной работе ротора в полете.
 

Так выглядит собранная сервоось с лопатками. Следующим шагом я скручиваю новые тяги для ротора. Принцип сборки простой: все тяги парные и на этом этапе должны быть одинакового размера. Размеры тяг приводить особого смысла не вижу, т.к. ротор на моем вертолете не родной. Вообще он похож на "сборную солянку" из деталей от трех разных вертолетов. Собранный ротор показан на следующей фотографии.
 

В следующей заметке постараюсь рассказать о процедуре настройки ротора. Правда будет небольшой перерыв - завтра на неделю снова уезжаю в Крым.

 
Tags: восстановление вертолета
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments